Внимание! Это временный неофициальный архив старой версии форума Полигон Призраков, созданный сочувствующим форуму участником. Этот сайт просуществует лишь до тех пор, пока администрация Полигона не сдержит своё обещание и не откроет официальный архив по адресу old.sannata.org.

Полигон-2

Форум о старых компьютерах

Объявление форума

Если пользуетесь личными сообщениями и получили по электронной почте оповещение о новом письме, не отвечайте, пожалуйста, почтой. Зайдите на форум и ответьте отправителю через ЛС.

Полигон-2 »   Периферийные устройства »   Пишущая машинка "Consul-256". Ремонт и запуск.
RSS

Пишущая машинка "Consul-256". Ремонт и запуск.

<<Назад  Вперед>> Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Печать
 
1Ж24Б
Advanced Member


Откуда: Kaluga
Всего сообщений: 349
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 нояб. 2014
Данная тема создана с целью поделиться информацией и опытом по ЭПМ модели «Consul-256». Однако, будет интересна любая информация по ЭПМ ряда «Consul-254/260/260.1/256, предназначенных когда-то для работы в роли терминала.

Оффтопик: Оффтопик: Коротко напомню ;) , что здесь подразумевается «Consul», известный благодаря старым ЭВМ - электрическая пишущая машинка с автономным печатающим механизмом и блоком клавиатуры. Служила в роли УВВ, и была достаточно распространена в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. Когда говорят "Консул", то подразумевают три модели, "Consul-254"/"Consul-260"/"Consul-256", остальные "Консулы" это обычные электрические/механические пишущие машинки. При печати через плату сопряжения (вне ЭПМ) поступают короткие импульсы на электромагниты, соединённые в матрицу, которые запускают печать символа, возврат каретки, смену цвета ленты, регистра и т.д. Как и в обычной настольной ЭПМ, большая часть функций привязана к обрезиненному приводному валу, с приводом от электродвигателя. Датчики (контакты либо магнитоуправляемые микросхемы) образуют обратную связь для правильного управления выводом информации. Блок клавиатуры выполняет единственную функцию – выдачу параллельного кода нажатой клавиши, либо с помощью электромеханического комбинатора, замыкающего контакты, либо на основе ТТЛ микросхем. Выпускались "Консулы" на заводе в г. Брно (тогда Чехословакия) - народное предприятие "Збройовка Брно". Помимо них, рядом в разное время изготавливали автомобили, тракторы, ружья, пулемёты :biggrin: и некоторую периферию для вычислительной техники.


Первый «Consul-256», попавший в мои руки оказался, в итоге, непригодным к восстановлению – половина приводных рычагов проворачивалась с большим трением. Пластмасса (полиамид/полиацеталь) за годы хранения потрескалась, забив шарнирные соединения рычагов. Хуже того, часть сегментов грозились оторваться и приклеить их было просто нечем, поскольку подобный материал ничем доступным склеить нельзя. На этом затея была отложена на много месяцев.

Вот он, с родным рулоном бумаги сверху. А это те самые рычаги, на снимке присутствует деталь от предыдущей модели, "Consul-260", тоже с хранения и более старая. Без комментариев...


К счастью, мне помогли добыть вторую ЭПМ точно такой же комплектации, и у неё с механикой было гораздо лучше. Помимо лучшего внешнего вида кожуха и окрашенных деталей, в ней поворачивались почти все приводные рычаги, но отчего-то отказал механизм пропуска каретки. Потратив вечер, я поменял узел на исправный. После, частично разобрал саму каретку для чистки и смазки.
Каретка снизу. Для снятия с ЭПМ достаточно отсоединить тесьму возврата и открыть два замка. Без всякого инструмента.

Механизм каретки


Каретка без вала и боковин с крышками

Следующей задачей был демонтаж рычажного механизма ЭПМ. Увы, осмотр пластмассовых деталей показал растрескивание от механических напряжений и просто от времени. Оценив прикладываемое усилие при печати и направление действия сил, пришёл к выводу воспользоваться советами с автофорумов, на которых люди мучаются вопросом, как склеить разбитый бампер и прочие пластиковые детали. А именно, армировав проволокой перед склеиванием - тонкая нихромовая проволока и двухкомпонентная «холодная сварка» позволили восстановить жёсткость конструкции 47 приводных рычагов и одного кулачка регистра.

Процесс занял неделю, не считая демонтажных работ.

Такой ЭПМ была перед сборкой

Левая часть печатающего механизма



Счётчик наработки в часах.

Правая часть



Электродвигатель

Глушитель (чёрный цилиндр внизу) - смягчает удар каретки при возврате, за счёт всасывания воздуха через регулируемое отверстие и выпуска через второе


Продолжение следует...
Дениска
Advanced Member


Откуда: Хабаровск
Всего сообщений: 1561
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
6 авг. 2009
1Ж24Б, Могу поздравить с проделанной работой.
Как будете использовать Консул ?
Сам имею Консул-256 в плохом состоянии снятого с останков ЕС-9024.
1Ж24Б
Advanced Member


Откуда: Kaluga
Всего сообщений: 349
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 нояб. 2014
Дениска, в далёких планах подключить к ЭВМ "Электроника-60" (естественно, через переходник). А пока это очень интересный печатающий механизм - у меня готова плата с ключами (была статься в ж. "Радио" за 1989 год. и более продвинутая версия в "Моделист-Конструктор"), с ней уже пробовал запускать в ручном режиме.

Пока могу сказать, что "Consul-256" плохо поддаётся восстановлению из-за "новшеств" в конструкции, после многолетнего выпуска "Consul-260"/"Consul-260.1". В ответственных узлах слишком много пластмассы, которая имеет свойство со временем трескаться, даже в комнатных условиях хранения.

Продолжу.


ЭПМ раскрыта. Судя по описанию на предшественника, "Consul-260", это единственный плюс в 256-й модели.

Вид на низ

Вид на приводные рычаги

Вот в них (на фото торчат "хвостики") и зарыта вся проблема данной модели. Выявляется без демонтажных работ. Просто откройте ЭПМ, и поочерёдно подводите литерные рычаги к красящей ленте, и второй рукой надавливаете на кончики приводных рычагов (отвёрткой удобно). После отпускания, кончик должен быстро вернуться в исходное положение. Если насчитаете более десятка застревающих, можно уже ставить под вопросом восстановление. Увы.

Литеры

Вид сзади


И, да, в ходе восстановления пришлось дважды демонтировать весь комплект рычагов, для достижения нужного результата. При том, что требовалось заново смазать "ЦИАТИМ-203" все сочленения рычагов с проволочными тягами.
[q]
Сам имею Консул-256 в плохом состоянии снятого с останков ЕС-9024.
[/q]
Насколько мне известно, 256-й мог стоять:
1) в зале ЕС ЭВМ, заместо "Consul-260.1";
2) в составе ЕС9024 поздних выпусков;
3) в составе комплексов, управляемых с помощью "Д3-28".

Вот последний вариант, по косвенным признакам, подходит к моим ЭПМ. Некое измерительное оборудование (как вариант - микроскоп "ДИП-2").
skoroxod
Advanced Member
вежливый пролетарий

Откуда: Старый Оскол
Всего сообщений: 8177
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
5 мар. 2009
Дениска написал:
[q]
в далёких планах подключить к ЭВМ "Электроника-60" (естественно, через переходник)
[/q]
А что там за переходник? Consul-260 подключался к 60-ке через интерфейсную плату В1 - а эта через какую?
1Ж24Б
Advanced Member


Откуда: Kaluga
Всего сообщений: 349
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 нояб. 2014
256-й тоже можно через В1. Но! Некоторые литеры изменены, несколько электромагнитов находятся в другом месте матрицы. Печатать будет некорректна. Аналогично будет с "Consul-260.1", на смену которому пришёл "Consul-256".
Дениска
Advanced Member


Откуда: Хабаровск
Всего сообщений: 1561
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
6 авг. 2009
1Ж24Б, "Некорректную" печать форумчанин Duker смог исправить.
skoroxod
Advanced Member
вежливый пролетарий

Откуда: Старый Оскол
Всего сообщений: 8177
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
5 мар. 2009
1Ж24Б написал:
[q]
256-й тоже можно через В1. Но! Некоторые литеры изменены, несколько электромагнитов находятся в другом месте матрицы. Печатать будет некорректно.
[/q]
Ясно. Есть возможность достать хорошую плату В1 за 2500р. если кому интересно.
1Ж24Б
Advanced Member


Откуда: Kaluga
Всего сообщений: 349
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 нояб. 2014
Дениска написал:
[q]
"Некорректную" печать форумчанин Duker смог исправить.
[/q]
У него комбинатор работал в других кодах. Здесь же дело в печатающем механизме - без перепайки литер (где взять?) только ваять перекодировщик, со своими ключами)
Дениска
Advanced Member


Откуда: Хабаровск
Всего сообщений: 1561
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
6 авг. 2009
1Ж24Б, Проблем достать литеры нет , допустим у Меня литеры есть , разобрал немецкую машину (скорее всего Оптима) , литеры с рычагов отпаял.
1Ж24Б
Advanced Member


Откуда: Kaluga
Всего сообщений: 349
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 нояб. 2014
Речь шла о родных литерах, от "правильного" 260-го.

Первая съёмка после приведения в порядок "печатающей части" ЭПМ.

Первый запуск

Печать шла в ручном режиме, путём набора в двоичном коде адресов для дешифраторов строка-столбец. Как показала практика, это обязательно, как и подключение сетевой вилки через удлинитель с выключателем. В моём случае застревало несколько рычагов, тем более, приводной вал не первой свежести, со следами от приводных сегментов. Плохой новостью стал факт невозможности выполнить функцию "возврат на один шаг" - десятилетия сделали резину не такой упругой, кулачок соскакивает, прежде чем успевает приподнять рычаг возврата. Обезжиривание с протиркой не помогли.

Вот схема матрицы электромагнитов


На очереди регулировка каретки, глушителя и клавиатуры. Что с последней, пока не проверял, только почистил ножки микросхем от грязи и окислов.

А вот так выглядит одно из применений 256-й модели:
ЕС9024
Ещё бы кабель посмотреть оттуда, определить, где раньше жила ЭПМ.

Теперь клавиатура "Consul-256".

Согласно описанию на ЭПМ, было три варианта:
1) комбинатор, как в 260-м;
2) электронная, вариант 1;
3) электронная "ГОСТ";

В моём случае третий вариант, первый видел лишь однажды на фотографии продавца из Харькова. На печатной плате установлены клавиши на базе магнитоуправляемых микросхемах 1SS1, шифраторы, одно масочное ПЗУ (по цоколёвке как КР556РТ4) и логика для генерации импульсов и исключения ошибок от нажатия более одной за раз кнопки.
Схема клавиатуры "ГОСТ"

Микросхемы




Вид спереди, со стороны клавиши "пробел"

Слева

Справа

Печатная плата снизу


Клавиша из состава ЗиПа. Датчики положения механизма при печати выполнены похоже, только шток короче


Состоит из основания и штока с парой магнитов. Очень мягкий ход. Наверное, если есть совсем убитая ЭПМ, можно применить совместно с герконами для изготовления клавиатуры под старый компьютер.
Сам колпачок снимается с некоторым трудом, но рекомендую снять их все для осмотра клавиатуры. Отчего-то коррозия затрагивает пружины под штоками. Единственное, собрать обратно бывает сложно - стальные шайбы, в которые упирается нижний конец пружины, любят проваливаться в зазор между пластмассовыми деталями.

Для исключения проблем при разборке/сборке ЭПМ требуется родное описание -





В ней есть описание регулировок, указаны места для смазки, приводится описание работы и чертежи узлов. Также, рекомендую ознакомиться с техническим описанием на "Consul-260", некоторые моменты там рассмотрены чуть подробнее. Видимо, усомнились, сможет ли потребитель сам произвести ремонт/наладку.
<<Назад  Вперед>> Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Печать
Полигон-2 »   Периферийные устройства »   Пишущая машинка "Consul-256". Ремонт и запуск.
RSS

1 посетитель просмотрел эту тему за последние 15 минут
В том числе: 1 гость, 0 скрытых пользователей

Последние RSS
[Москва] LIQUID-Акция. Сливаются разъемы CF
МС7004 и 7004А на AT и XT
Пайка термотрубок
Проммать s478 PEAK 715VL2-HT ( Full-Size SBC)
Подскажите по 386 материке по джамперам.

Самые активные 5 тем RSS