Объявление форума |
Если пользуетесь личными сообщениями и получили по электронной почте оповещение о новом письме, не отвечайте, пожалуйста, почтой. Зайдите на форум и ответьте отправителю через ЛС. |
Полигон-2 » Флейм на общие темы » Фотографический опрос |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 2 3 * 4 | Печать |
dps
Advanced Member
Откуда: СПб Всего сообщений: 3842 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2008 |
Меня всегда мучило два вопроса 1 что такое светосила? В каких единицах она указывается? 2. Как правильно выставлять выдержку и диафрагму. Для большей конкретики добавлю, что имеется цифровик Canon SX1. При смене одного параметра, он автоматом меняет диапазон ручной установки для второго. Но как этим грамотно пользоваться? Какие эффекты можно получить, играя выдержкой и диафрагмой? |
Teodor
Гость
Старый опытный камикадзе Откуда: Николаев, Украина Всего сообщений: 4022 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 16 янв. 2006 |
dps, светосила - это величина, характеризующая освещенность светочувствительного материала по отношению к яркости объекта съемки. Геометрически это выражается так: светосила пропорциональна площади действующего отверстия объектива, делённой на квадрат главного фокусного расстояния. Т.е., чем больше диаметр пучка света, проходящего через объектив, тем выше светосила. Раньше отдельно говорили о геометрической и эффективной светосиле, т.к. эффективная светосила учитывает еще и потери на рассеяние и отражение света в оптической системе. Но в настоящее время все объективы являются просветленными (коэффициент светопропускания не менее 0.95), поэтому под термином "светосила" в повседневной жизни обычно понимают максимальное относительное отверстие - отношение диаметра действующего отверстия (диаметра действующей диафрагмы) объектива к его главному фокусному расстоянию. Т.е., грубо говоря, сколько раз уложится диаметр максимально открытой диафрагмы в фокусном расстоянии - такая и будет максимальная светосила объектива. Указывается максимальное относительное отверстие в виде дроби, у которой опущен числитель - он всегда равен единице. А знаменатель меняется с шагом 1,4: 0,7; 1; 1,4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22; 32; 44; 64; 88. Причем одна ступень равна двукратному уменьшению или увеличению проходящего сквозь объектив света. Т.е. объектив с относительным отверстием 2 будет в два раза "темнее", чем объектив с относительным отверстием 1,4. Есть одна особенность - у зум-объективов при увеличении фокусного расстояния светосила падает, т.к. фокусное расстояние растет, а максимальное относительное отверстие остается прежним. Поэтому на объективе пишут примерно следующее "70-300 /4-5,6". Бывают объективы, у которых светосила постоянна при любых фокусных, но они тяжелее, сложнее и дороже. Правил "правильного выставления выдержки и диафрагмы" нет, поскольку любая пара диафрагма+выдержка - это экспопара, а вот будет ли эта экспопара достаточной для получения правильной экспозиции - заранее сказать сложно, поскольку экспозиция складывается не двух, а из трех составляющих - светочувствительности (ISO), диафрагмы и выдержки. Но допустим, что значение светочувствительности мы установили 1 раз перед съемкой и не меняем. Тогда у нас есть 5 основных путей: 1) "Зеленая зона" ("A", режим "Слава роботам") - полный автомат. Можем только надеяться, что камера замеряет освещенность правильно и правильно подберет экспопару. В случае, если камера ошибается, мы все равно на нее влиять никак не можем. 2) "Программный автомат" ("P") - почти то же самое, что и первый вариант, но мы можем ввести экспокоррекцию, если видим, что камера ошиблась, подбирая экспопару. Грубо говоря, мы можем сказать камере "Сними поярче/потемнее, чем ты собиралась". 3) "Приоритет диафрагмы" ("Av") - мы выставляем диафрагму согласно нашей задумке, а камера меряет количество света и автоматически подбирает выдержку. Если ошиблась - есть экспокоррекция. 4) "Приоритет выдержки" ("Tv") - мы выставляем выдержку согласно нашей задумке, а камера меряет количество света и автоматически подбирает диафрагму. Если ошиблась - есть экспокоррекция. 5) "Полностью ручной режим" ("M") - мы сами выставляем и выдержку и диафрагму, ориентируясь по экспонометру. Экспокоррекция как таковая отсутствует - мы сами можем "увести" индикатор как в сторону "поярче", так и в сторону "потемнее", варьируя выдержку и диафрагму. Когда какой параметр меняется? Диафрагму меняют, когда хотят поменять ГРИП (глубину резко изображаемого пространства), например, при съемке портрета, отделяя объект от фона. Если света много, то имеет смысл снимать в режиме "Av". Если мало - ручной режим + вспышка (см. подробности ниже). Если снимаем спорт, то используется приоритет выдержки ("Tv"), тогда объект гарантированно "заморозится" в полете. Но будет "плавать" диафрагма и вместе с ней ГРИП, что не всегда желательно. Поэтому при постоянстве световых условий имеет смысл выставить некий подходящий вариант экспопары в ручном режиме ("M"), а до нужной экспозиции подогнать светочувствительностью. Тогда все кадры по глубине резкости будут одинаковы. С выдержкой есть две тонкости - "выдержка без шевеленки" и "выдержка синхронизации". "Выдержка без шевеленки" в общем случае обратна фокусному расстоянию, т.е. при 50 мм - 1/50, при 100 мм - 1/100 и т.д. При такой выдержке камера в целом нечувствительна к некоторому дрожанию рук фотографа и смаза не будет. "Шевеленка" - беда режима "Av", т.к. режим "тупой" - "мне сказали подобрать выдержку под вашу диафрагму, вот я и подобрал", а то, что она длиннее допустимой - ему невдомек. "Выдержка синхронизации" - выдержка полного открытия кадрового окна. На этой выдержке и более длинных можно снимать со вспышкой. Если выбрать более короткую - будет затемнение одного из краев кадра. У большинства приличных камер - как минимум 1/200, а то и 1/250 или 1/320. Наличие "выдержки синхронизации" сказывается на съемке в режиме "М" со вспышкой (обещанные подробности). Нам достаточно выставить фиксированную выдержку, которая равна или длиннее выдержки синхронизации, а потом мы можем крутить диафрагму по вкусу, а вспышка даст импульс нужной мощности, чтобы получить нужную экспозицию. Режим "P" имеет смысл, если мы начинаем съемку без подготовки - получим нормальные снимки с возможностью быстрого внесения коррекции. По результатам в паузе переходим на Av/Tv/M. Полностью ручной режим имеет смысл ставить при неспешной съемке или, как уже было сказано выше, при съемке со вспышкой. "Зеленую зону" лучше не использовать вообще. В силу особенностей оптической системы компактов, ГРИП у них всегда очень велика, поэтому в принципе нельзя добиться таких же результатов, как и с зеркальной камерой. Чтобы снять портрет с красиво размытым фоном, нужно использовать максимальные значения зума. Из этого следует, что режим приоритета диафрагмы особого смысла на компактах не имеет, а это самый употребительный сюжетный режим. Остаются "Tv", "P" и "M". Лично я "Tv" использовал всего один или два раза - мне больше нравится "M", т.к. результаты более предсказуемые. "P" использовал, когда пьянку снимал, больше никогда. Ну и "М" - самые широкие возможности, но в компакте неудобен - слишком многое в меню, а не на кнопках быстрого доступа. |
AFleyM |
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 1:33
Teodor написал: хм... тубус объектива затеняет вспышку, вообще то у меня в режиме макро вспышка не работает вообще |
Сейчас на форуме |
AFleyM |
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 1:39
Teodor написал: А это к чему? Это словосочетание в теме ни разу не употреблялось. Про бытовой термин "резкая зона" сейчас нет речи. Федь, он имел в виду глубину резкозти походу |
Сейчас на форуме |
Teodor
Гость
Старый опытный камикадзе Откуда: Николаев, Украина Всего сообщений: 4022 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 16 янв. 2006 |
AFleyM написал: А у моего студента - работает. Приносил снимок микрухи на опознание. Фотография с красивым таким черным полукругом внизу. вообще то у меня в режиме макро вспышка не работает вообще AFleyM написал: Это я понял. А вот к чему это было написано - не понял даже после пятикратного прочтения. Федь, он имел в виду глубину резкозти походу |
AFleyM |
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 1:56
Teodor написал: расшифровываю: не понял даже после пятикратного прочтения. на классических фотиках с ручной наводкой на резкость позади шкалы дальности располагалась шкала глубины, размеченная в единицах диафрагмы наш ресторатор походу никогда классической фотографией не занимался даже на подростковом уровне и окромя мыльницы ничего в руки не брал |
Сейчас на форуме |
Teodor
Гость
Старый опытный камикадзе Откуда: Николаев, Украина Всего сообщений: 4022 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 16 янв. 2006 |
Профиль | Сообщить модератору
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 2:07 Сообщение отредактировано: 2 декабря 2009 2:10
Что он, мягко говоря, "плавает" - это я уже понял . Перечитал еще раз - он путает ближнюю границу РИП и МДФ, отсюда и это его изречение про "резкую зону". |
Teodor
Гость
Старый опытный камикадзе Откуда: Николаев, Украина Всего сообщений: 4022 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 16 янв. 2006 |
Профиль | Сообщить модератору
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 2:49 Сообщение отредактировано: 2 декабря 2009 2:57
Fe-Restorator, спасибо, AFleyM'у - с его помощью я таки понял, что скрывается за загадочной фразой "минимальное и максимальное расстояние, на которое способен сфокусироваться объектив, выраженное в единицах кратности к фокусному расстоянию объектива". Правильно это звучит так: На тубусе объектива под шкалой дистанций (находящейся на кольце фокусировки) нанесена шкала ГРИП, на которой симметрично относительно индекса фокусировки отмечены диафрагменные числа (в качестве примера - "Гелиос-44М"). После установки желаемого значения относительного отверстия и завершения фокусировки, по шкале ГРИП могут быть считаны ближняя и дальняя границы резко изображаемого пространства. В данном примере - диафрагма /3.5 и фокусировка приблизительно на 1,55 метра. По шкале ГРИП определяем, что ближняя граница - приблизительно 1,45 метра, а дальняя - приблизительно 1,7 метра. Это границы, в пределах которых кружок нерезкости будет не более допустимого, а совсем не "минимальное и максимальное расстояние, на которое способен сфокусироваться объектив". Это прекрасно видно по шкале. Крайних значений не видно, поэтому раскрою секрет: предел фокусировки данного объектива от 0.55м до ∞. Только даже после расшифровки все это к вопросу ddr2ddr никакого отношения не имеет, т.к. ГРИП меняется в зависимости от степени диафрагмирования, а минимальная дистанция фокусировки - величина постоянная. И ddr2ddr спрашивал именно об МДФ. |
AFleyM |
NEW! Сообщение отправлено: 2 декабря 2009 11:12
Teodor написал: Федь, однако при этом меня тем не менее всегда интересовало-где же эта самая минимальная дальность для классического объектива триплекс например? Это прекрасно видно по шкале. ведь даже если вывернуть его до упора на близь-шкала ГРИП как бы допускает снимать более близкие, чем в 1 метре, объекты с глубоким диафрагмированием? или это просто парадокс? |
Сейчас на форуме |
Teodor
Гость
Старый опытный камикадзе Откуда: Николаев, Украина Всего сообщений: 4022 Рейтинг пользователя: 0 Ссылка Дата регистрации на форуме: 16 янв. 2006 |
AFleyM, маленько поправлю - не триплекс, а триплет. А что касается шкалы - она правдива и в крайних положениях. Но чтобы узнать ближнюю границу РИП уже придется воспользоваться калькулятором. Например: http://www.rwpbb.ru/test/rezkost21.html Но шкала расстояний нелинейная, а при фокусировке на близкие расстояния ГРИП уменьшается, поэтому "залет" за МДФ если и будет, то небольшой. Например, у упомянутого Гелиоса при фокусировке на 0,55м и диафрагме 16 ближняя граница - 0,51м, т.е. выигрыш всего 4 см. |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 2 3 * 4 | Печать |
Полигон-2 » Флейм на общие темы » Фотографический опрос |
1 посетитель просмотрел эту тему за последние 15 минут |
В том числе: 1 гость, 0 скрытых пользователей |
Последние | |
[Москва] LIQUID-Акция. Сливаются разъемы CF МС7004 и 7004А на AT и XT Пайка термотрубок Проммать s478 PEAK 715VL2-HT ( Full-Size SBC) Подскажите по 386 материке по джамперам. |
Самые активные 5 тем | |